Решение Сессии
Конгресса муниципальных образований
Российской Федерации
26 -27 апреля 2002 г.
г. Москва
О новой экономической модели реформирования жилищно-коммунального хозяйства России
Конгресс одобряет Федеральную целевую программу «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации», разработанную Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно коммунальному комплексу, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством энергетики Российской Федерации и Министерством по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации, при этом отмечает:
1. Заложенные схемы реализации реформы требуют детальной проработки в конкретных муниципальных образованиях исходя из местных условий и накопленного опыта.
2. Заложенный принцип 100% оплаты за коммунальные услуги требует очень осторожного внедрения, чтобы не превратить его в систему оплаты населением безграмотной экономической политики предприятий ЖКХ.
3. Заложенный тариф комплексной оплаты услуг в размере 22% от совокупного дохода семьи и сравнение его с западными системами оплат за комплекс услуг ЖКХ требует детального рассмотрения по качеству и количеству услуг.
4. Заложенные цифры по строительству нового жилья и восстановления малой энергетики существенно отстают от рыночных цен.
5. Реализация программы, возложено на федеральный уровень, а реформируемый объект (ЖКХ ) в основном находится в собственности у муниципальных образованиях. При этом из федерального бюджета выделяется только 13% средств.
6. Реформа ЖКХ предполагает модернизацию (инвестиций) свыше 52 тыс. предприятий, а в программе реформ не учтена подготовка специалистов, обеспечивающих разработку и реализацию инвестиционных проектов.
7. В программе не указан механизм защиты российского производителя, имеющего более высокие технологии, чем западные фирмы, что снижает экономику реформ, а зачастую делает не возможным их проведение.
В связи с вышеуказанным решили:
1. Осуществлять координацию взаимодействия муниципальных образований РФ с федеральными органами власти, ОАО «Газпром», ОАО «РАО ЕЭС России», ГП «Росэнергоатом».
2. Расширить услуги членам КМО РФ, обеспечивающие решение проблем МО, тормозящих реформы ЖКХ.
3. Проанализировать и распространить опыт МО в реализации программы реформ ЖКХ, включая внедрение новых технологий и содействие формированию рынка в сфере услуг ЖКХ.
О деятельности Конгресса муниципальных образований Российской федрации по расширению услуг членами Конгресса
Заслушав выступления и обсудив проблемы, присутствующие на Сессии Конгресса пришли к выводу:
Федеральные органы заложили основу осуществления коренных реформ ЖКХ - переход от административных методов регулирования жилищной сферы к рыночным механизмам. Приняты основные законы по ЖКХ, около 230 нормативных актов, концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, целевые программы. Аппаратом Президента РФ (Комиссия Козака) доработаны все нормативные акты, необходимые для реализации реформ ЖКХ в настоящих экономических, политических, социальных условиях в РФ.
Для реализации реформ у муниципальных образований есть пять основных проблемы, которые не позволяют проводить реформы ЖКХ в широкомасштабной форме на территории всей Российской Федерации:
1. Отсутствие у предприятий, работающих в сфере ЖКХ подготовленных кадров, способных разрабатывать и управлять инвестиционными проектами.
2. Потребность в ресурсном обеспечении, и, прежде всего, в финансовом для проведения преобразований.
3. Отсутствие эффективных автоматизированных систем управления муниципальными образованиями.
4. Отсутствие всей необходимой информации о новых технологиях, применяемых в ЖКХ.
5. Российские держатели новых технологий, осуществившие за свои личные средстви опытное внедрение своих технологий, превосходящие западные, не могут конкурировать с крупными западными монополиями в рекламе, внедряющими на российский рынок дорогие, технически отсталые технологии.
Сессия РЕШИЛА:
1. Основным направлением работы Конгресс в настоящее время считать оказание содействия муниципальным образованьям в реформах ЖКХ, включая:
организацию эффективного использования средств, выделяемых по программам ЖКХ и энергосбережения, как из бюджетов всех уровней, так и внебюджетных;
разработку инвестиционных паспортов МО и градообразующих предприятий;
разработку и реализацию инвестиционных проектов;
организацию внедрения новых технологий;
организацию подготовки специалистов для разработок и реализации инвестиционных проектов;
2. Для реализации перечисленных задач:
2.1. Организовать управляющие компании по различным направлениям деятельности, обеспечивающие успешное проведение реформ ЖКХ с участием в них КМО от5 до 10%.
2.2. Создать систему аккредитации для отбора фирм, уполномочиваемых КМО на выполнение функций, необходимых для реализации программ ЖКХ. Правлению конгресса разработать процедуру аккредитации и условия.
2.3. Просить Госстрой и Министерство экономического развития РФ, Минтопэнерго выделить средства под контроль КМО РФ из программ, связанных с реформами ЖКХ и энергосбережения на:
внедрение в промышленное производство новейших российских технологий, используемых в ЖКХ на опытной стадии, имеющих дипломы различных выставок;
внедрение пилотных проектов вышеуказанных технологий;
на разработку и внедрение пилотного проекта системы управления муниципальным образованием в современных экономических условиях;
на разработку типового проекта топливо-энергетического баланса МО.
3. Учредить управляющую компанию в виде ЗАО с участием финансовой компании и предприятием, обеспечивающим реализацию пилотных проектов в регионах и техническое сопровождение внедрения новых технологий.
4. Осуществить внедрение новых технологий с участием предприятий МО за 2002 год в десяти регионах.
5. Разработать и реализовать пилотный комплексный проект, обеспечивающий решения проблем ЖКХ муниципального образования и поступление инвестиционных ресурсов.
6. Разработать типовой проект топливо-энергетического баланса МО.
7. Разработать типовой набор нормативной документации, обеспечивающей эффективное решение реформ ЖКХ на уровне МО.
8. Провести комплексный анализ выполнения программ реформирования ЖКХ МО.
9. Разработать методики научной диагностики состояния объектов жилищно-коммунального назначения и благоустройства в МО с целью выявления приоритетных направлений при разработке и реализации соответствующих федеральных программ и рекомендаций для МО.
10. Просить Правительство РФ о включение представителей МО в комиссии по рассмотрения и утверждения тарифов (цен) на энергоресурсы.
11. Провести на территории МО инвентаризацию образующихся, перерабатываемых и захораниваемых отходов производства и ТБО.
12. Организовать разработку нормативной базы по утилизации ТБО.
13. Разработать типовое положение для МО по обязательному формированию фондов на энергосберегающие программы за счет средств от ранее проведенных мероприятий.
14. Создать систему подготовки специалистов для разработки и реализации инвестиционных проектов с постоянным сопровождением их в период разработки и реализации инвестиционного проекта.